В романе «Заботливая осада» (1979) писатель снова обратился к тревожным темам современности и освоил совершенно непривычную для него область общественного бытия: в центре действия люди, принадлежащие к привилегированному слою населения ФРГ. И эти миллионеры, показывает Бёлль, несчастны на свой лад: они чувствуют непрочность своего господства, им всюду мерещится «красная опасность». Шаткость устоев современного капиталистического мира выражена и в парадоксально звучащем заголовке. Финансовые магнаты находятся под назойливо бдительной полицейской охраной. Один из «охраняемых», центральный персонаж, хозяин крупной газеты Фриц Тольм — «белая ворона» среди своих коллег. Он способен критически мыслить, и «заботливая» полицейская опека для него особенно тягостна. Положение осложняется еще и тем, что его сын, дочь, зять в свое время были замешаны в левоэкстремистских акциях и остались на подозрении у властей. В итоге запутанных, местами фантастических сюжетных перипетий семилетний внук Тольма по наущению отчима-террориста поджигает загородный дом деда. Напряженность атмосферы, в которой происходит действие, под конец ослабевает — повествование завершается с некоторой примесью смягчающего юмора. Однако вовсе не шуточно звучат слова Фрица Тольма, доверительно сказанные жене: «Социализм должен прийти, должен победить». (Heinrich Boll. Fiirgsorgliche Belagerung. Koln, 1979, S. 414.)
Преданный друг Бёлля, многим ему обязанный, публицист Гюнтер Вальраф в статье-некрологе писал, что Бёлль с течением лет становился «все радикальнее». И действительно, последняя, вышедшая посмертно, книга Бёлля, роман в диалогах «Женщины перед речным пейзажем» (1985), по сатирической остроте, по резкости социальной критики превосходит все написанное ранее. Роман построен почти как радиопьеса — авторское слово сводится к скупым ремаркам, говорят персонажи. Очень резко прочерчена тема, впервые заявленная в «Доме без хозяина»: живучесть фашизма, преемственность в деятельности реакционных, антинародных сил.