«Экипаж» вместе со зрительской популярностью принес Филатову и популярность кинематографическую. Снимался он много. Его умение быть достоверным и узнаваемым подкупало и порой оказывалось главной и единственной причиной утверждения актера на роль.
Пора поисков вглубь, поисков сути, всестороннего исследования образа жизни, характера, взгляда на вещи современного героя для Леонида Филатова наступила не сразу. Более того — даже спустя время, когда всем стал очевиден немалый актерский потенциал исполнителя, когда в его послужном списке оказались роли, выразившие какие-то очень важные, узловые проблемы нашей действительности, актер вновь и вновь возвращался, вернее, его возвращали — к пройденному этапу «внешней достоверности». И самого Филатова в этом винить было бы несправедливо, ведь актер в кино — фигура зависимая.
В телевизионном цикле «Наши соседи» (сценарий одной из постановок Филатов написал сам), в фильме И. Фрэза «Вам и не снилось…» его герои — своего рода знаки современности, точные, емкие и правдивые.
Но знаки — не более. Актерская задача Филатова в этих картинах строго ограничена драматургией и режиссерской концепцией роли. Смотришь на Виктора из «Наших соседей» или на Мишу из «Вам и не снилось…», и будто бы в самом деле встречаешься с давними, но далекими знакомыми, уже по причине своей отдаленности мало занимающими наше воображение. Как, к примеру, сосед по лестничной площадке, школьный товарищ, которого случайно встретил на шумном перекрестке, или коллега по давно оставленной службе. Об их судьбе, над их словами можно было бы поразмыслить и, если потребуется, посокрушаться, но недолго, ровно столько, сколько длится эта встреча,— эпизод с участием актера. Ибо герои эти не несут в себе ни глубоких и неожиданных обобщений, ни остроты мысли, ни художественного трепета в разговоре о жизни. Они узнаваемы, житейски точны — и только.
Сказанному, в принципе, не противоречит и еще одна роль Леонида Филатова — в фильме И. Авербаха «Голос». В повествовании о жизни и смерти киноактрисы Юли Мартыновой (в этой роли снялась его коллега по Театру на Таганке — Н. Сайко) «режиссер» — так обозначен в титрах герой Филатова — не более, чем красочный элемент окружающей среды. Замотан, донельзя издерган и измучен, «режиссер» словно бы воплощение всего этого странного, на первый взгляд, суетливого, но беспредельно преданного искусству воинства. Рассказ не о нем, и потому актеру ничего более не остается, как доказывать на примере своего персонажа давнюю истину о том, что «киношники» — тоже люди, только особенные, что у них тоже бывают огорчения, неудачи и срывы, только связаны они прежде всего с их прекрасной и непередаваемо тяжкой, всегда новой и муторной, ненавистной и вечно любимой работой — делать кино.