В настоящее время появилось множество самой разной литературы, в которой порой трудно разобраться, в том числе появились новые названия литературных жанров. Один из этих новых жанров — литература небытия. Откуда же ведет свою историю этот новый жанр?
В русской литературе истоки небытия прослеживаются уже у Николая Васильевича Гоголя и Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина. Наиболее близко к литературе небытия стоят такие отечественные писатели, как Леонид Андреев и Михаил Арцыбашев, чьи произведения предшествуют и предваряют появление литературы небытия. В пессимистическом произведении «У последней черты» герой Арцыбашева произносит: «Смерть моя распылилась в солнечном свете, растаяла в радости жизни… я умер совершенно один!.. Умер я, а жизнь осталась такая же, как и была!.. Я не могу выразить той ненависти, которая потрясла меня с головы до ног… Я едва не бросился на людей, не стал кусаться, биться о землю и плакать!.. И тут же поклялся посвятить все силы свои на борьбу с этой проклятой и наглой жизнью, которая не хотела считаться с человеком!..»
Для литературы небытия характерными лейтмотивами являются внутренние переживания, связанные с отсутствием настоящего и полноценного бытия, подменой духовных ценностей иллюзорными ценностями современного общества, невозможностью самореализации духовной личности, и проистекающие отсюда чувства страдания, разобщенности, несвободы и чудовищной беспомощности человека, представляющего собою всего лишь каплю бытия в безбрежном океане несуществования. Не последнюю роль в жанре небытия играют темы конформизма, экологического кризиса, разростания больших городов.
Можно отметить философскую близость литературы небытия некоторым положениям традиционных восточных учений, в частности индуизма, буддизма и даосизма. Западная философия, как правило, онтологически подчиняла небытие бытию или выводила первое из последнего, однако некоторые элементы западной философии вполне близки литературе небытия. Среди авторов, которые так или иначе затрагивали проблему бытия и связанные с ней категории отсутствия, отрицания, несуществования, можно отметить Макса Штирнера, Теодора Адорно, Освальда Шпенглера, Серена Кьеркегора. Экзистенциализм философски нехарактерен для литературы небытия, несмотря на иррациональность и сосредоточении внимания экзистенциальной философии на уникальности человеческого бытия. Главное различие в том, что экзистенциализм — это философия существования, а литература небытия говорит о несуществовании.
В современной литературе представителем литературы небытия является писатель Сергей Никифоров, на авторском сайте которого представлен широкий материал на данную тему. В частности, в разделе эссе интересные материалы о творчестве представителей литературы абсурда, реализма, соцреализма, интеллектуального и психологического романа, романтизма, исторической и современной прозы и поэзии. Все перечисленные жанры литературы, так или иначе, имеют отношение к литературе небытия. Среди представленных на сайте писателей, поэтов и мыслителей выделяются такие значительные фигуры, как Александр Фадеев, Максим Горький, Николай Некрасов, Александр Твардовский, Чингиз Айтматов, Аркадий и Борис Стругацкие. Кроме русскоязычных литераторов, достаточно много места уделено представителям зарубежной литературы и творческой мысли, таким писателям, как Умберто Эко, Роберт Музиль, Марсель Пруст, Марио Варгас Льоса, Эрнесто Сабато, Виктор Гюго, Новалис, Кобо Абэ, Эжен Ионеско, и таким мыслителям, как Томас Роберт Мальтус и Рене Генон.