С первых же страниц пьесы Кедрин четко обрисовывает два лагеря, четко обозначает, кто к какому лагерю принадлежит, кто друг и кто враг.
Вот почему и распределение психологических красок в пьесе так неравномерно. Рембрандт нарисован как человек и художник многогранно и широко. Порою его поступки кажутся своенравными, бестактными, капризными — это человек со всеми своими достоинствами и недостатками, это щедро нарисованный талантливой рукой многогранный образ, сыграть который трудно и интересно.
Все другие персонажи нарисованы одной краской, каждый из противников Рембрандта — воплощение одной доминирующей черты. И это не художественный просчет или неумение автора, а совершенно определенное художественное решение. Ученик Рембрандта Флинк — воплощение беспринципности и приспособленчества в искусстве; Баннинг Кук — тупой солдафон, видящий в искусстве только способ прославления столпов тоталитарного режима; Людвиг Дирк — хитрый делец, наживающийся на искусстве, подлец и циник; бургомистр Сикс — воплощение осторожности и благонамеренности, представитель государства, следящий, чтобы все в жизни не выходило за рамки законности и благочиния. Наконец, эпизодическими ролями представлены церковь (Пастор), просвещенная монархия (наследный принц Тосканы) и придворная наука (доктор Тюльп). А все вместе, вкупе, единым фронтом представляют они, достаточно широко и разносторонне, единого героя, противника Рембрандта, его антипода — Общество. Это второй основной персонаж пьесы, только раздробленный, рассредоточенный по кускам, по отдельным черточкам, по отдельным лицам. И каждое это лицо само по себе убого и ничтожно рядом с огромной фигурой Художника. Но в борьбе за свои интересы, свое благополучие, свою сытость они объединяются и становятся страшной в своей тупости, хитрости, изворотливости, осторожности, цинизме, благопристойности, ханжестве и предательстве многоликой силой, способной сожрать самого сильного человека, самого мощного Художника.
Повесть в стихах «Конь» (1940) теснейшим образом связана с «Рембрандтом», хотя построена на совершенно ином материале, более близком к «Зодчим». «Конь» — это дальнейшее размышление поэта над судьбами людей искусства, это как бы ответвление «Рембрандта». Кедрин взял одну из поэтических мыслей пьесы о власти Красоты над Художником, о служении Художника Красоте, то есть Искусству. Эта тема присутствует в «Рембрандте», но не как главная, а побочная, однако развивать и исследовать ее в пьесе уже было невозможно не только потому, что пьеса имеет ограничения в длительности своей, а во имя цельности произведения.
В запасе же у Кедрина была история талантливого русского архитектора Федора Коня — строителя Белого города в Москве.