Любопытна история стихотворения «Сердце», одного из лучших «фольклорных» произведений Кедрина. Оно оформлено как украинская народная легенда, причем оформлено настолько искусно и убедительно, что уже стали появляться сообщения о «фольклорных источниках», из которых якобы почерпнул сюжет Кедрин. Но сам поэт своему другу Мише Дубинскому в ответ на его восторги по поводу «Сердца», смеясь, открыл «страшную тайну», что эту «украинскую легенду» он «сотворил из французской песенки».
Текст ее принадлежит малоизвестному у нас французскому поэту конца прошлого — начала нынешнего века Жану Ришпэну (перевод Мюссар-Викентьева), а музыка — первому исполнителю ее Виктору Хенкину. В 20-е годы эта песня была в репертуаре эстрадной певицы Лидии Колумбовой. Не случайно Кедрин в подзаголовке к стихотворению указал: «Бродячий сюжет».
Мотивы другого кедринского стихотворения — «Кровь» — о девчине, полюбившей папа, находим в украинской народной песне «Як ми в трубищ трубили…». Любопытно, что эта песня записана Д. И. Эварницким.
Очень интересна тема одержимости в поэзии Кедрина. И тут в поэзии Кедрина возникает фигура Григория Распутина. Первый вариант стихотворения «Мужик» датируется 1935 годом, последний — 1942-м. Личность Распутина конечно же интригующе и соблазнительна для любого автора. Тут материал не на один роман (тем более не на скороспелый и поверхностный). А Кедрин пишет сравнительно небольшое стихотворение — укоряющий монолог, адресованный мертвому мужику — Гришке Распутину. У Кедрина Распутин — мужик, полезший на рожон, оторвавшийся от родной земли, природы, здорового мужицкого труда, заливных лугов и заливистых песен ради власти, ради почестей. Опять же — одержимый, но чем и во имя чего? Во имя химеры власти, могущества, всесилия.
Отравленные порочной, бесчеловечной страстью — порочно одержимые — противостоят в произведениях Кедрина благородно одержимым. Порочно одержим властью денег Людвиг Дирк в драме «Рембрандт», порочно одержим богатством господин Цукерман в повести «1902 год», и, наконец, одержимость завоевателя Атиллы в поэме «Свадьба» — одном из лучших произведений Кедрина 30-х годов. Свадьба стала последним днем жизни «водителя народов» — он умер на брачном ложе:
И он погиб, и женщина была
В его пути тем камнем, о который
Споткнулась жизнь его на всем скаку!
Но поэма эта совсем не о коварстве женщин и не о гибельности для всего мужского рода любовных чар. Это поэма о великой радости земной — любви — и о человеке, об одержимом человеке, который перестал быть человеком, искусственно заковал себя в броню ограничений, вытравил из себя все человеческое, все земное. Атилла — всесильный вождь, воитель, целиком посвятивший себя ратному делу, отгородившийся от мира, от радостей земных, аскет, одержимый одною страстью — страстью завоеваний. А такая одержимость противоестественна и бесчеловечна.